Запущенному в «Стрим» «видео по запросу для ПК» вряд ли грозит громкий
коммерческий успех. Хотя главным препятствием для его развития называют
широкую доступность в интернете пиратского контента, в «Стриме» не
собираются ограничивать доступ к торрентам, используя пиратов как рычаг
для давления на кино-мейджоров. В дополнение к сервису «видео по запросу» с трансляцией на экран
телевизора, абоненты «Стрим» смогут заказывать кино на монитор ПК.
Заплатив от 49 до 90 руб., пользователь будет получать на сутки доступ к
одному фильму без ограничений числа просмотров.
В России «видео по запросу» до сих пор было не самым популярным
провайдерским сервисом. О том, что серьезной коммерческой отдачи от
проекта в его нынешнем виде ждать не стоит, в материнской компании
«Стрима», «Комстар-ОТС», напрямую не говорят. Запуск проекта
замдиректора департамента «Комстара» Михаил Ширшов мотивирует не столько коммерческой отдачей, сколько стремлением «дать клиенту возможность получать контент на всех носителях».
Как замечает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова в последние
годы легальный рынок «видео по IP» составляет около $2 млн в год и
практически не растет. По ее подсчетам, в 2009 г. выручка
интернет-провайдеров, предлагающих платный просмотр фильмов через
интернет, составила 64 млн руб., при этом I квартал 2010 г. показал 10%
роста по сравнению с прошлым годом (24 млн против 22 млн руб.). Выручка
онлайн-видео порталов, полагает аналитик, укладывается в те же $2 млн.
Крылова считает, хотя в потенциальную аудиторию сервиса входят 15,7 млн
домохозяйств — то есть все пользователи широкополосного доступа —
нынешнее число подписчиков «видео по IP» в России вряд ли превышает 380
тыс. человек. В порядке сопоставления услугами IP-TV провайдера Orange
(оператор France Telecom) пользуются около 2 млн абонентов.
Вообще главным фактором, тормозящим развитие российского рынка «видео по
запросу», все опрошенные CNews эксперты назвали «высокую конкуренцию со
стороны пиратского видео-контента». Несмотря на это, в «Комстаре» не
считают целесообразным вводить для пользователей ограничения доступа к
пиринговым сетям, хотя, как и у любого провайдера, у «Комстара» такая
техническая возможность существует.
Причины этого объяснил Михаил Ширшов. По его словам, во-первых,
провайдер не исключает, что «чисто теоретически по торрент-сетям может
распространяться и легальный контент», а, во-вторых, перспективы
развития рынка «видео по запросу» лежат в плоскости улучшения условий и
цен «белого» контента со стороны правообладателей. Ширшов говорит, что в
последнее время вести переговоры с правообладателями в последнее время
стало заметно проще.
В ситуации давления со стороны пиратов «мейджорам можно показать, где
они на нашем рынке теряют, когда пользователь уходит от них к пиратам, а
где могут заработать, если покажут понятные цены (на контент — прим.
CNews). По словам Ширшова, сейчас "Комстаром" подписаны договоры на
распространение контента с двумя кино-мейджорами: Sony и Walt Disney из
без малого десятка, присутствующих на мировом рынке.
По мнению Михаила Ширшова и Елены Крыловой из iKS-Consulting, в
ближайшие годы провайдеры «видео по запросу» будут сосредоточены на
создании крупных видеотек с доступом за абонентскую плату. Между тем, в
ожидании запуска крупных видеотек, пользователям «видео по запросу для
ТВ на ПК» сейчас доступны «несколько больше 200 фильмов».
CNews, 06.09.2010
|